Вертикальный сверлильный станок из рулевой рейки является популярным решением при изготовлении их самостоятельно ввиду дешевого и рабочего конечного результата.
Схема собирается на основе рулевой рейки отечественных автомобилей ВАЗ, Москвич, Таврия и т.п. в качестве стойки и подъемного механизма. Также самостоятельно изготавливается ременная передача, основание, кронштейн, электрика, а электродвигатель покупается заводского производства или снимается с другого оборудования, например, со стиральной машины. Другим конструктивным решением привода является мощная дрель с редуктором на несколько скоростей.
Плюсами такой конструкции является малая цена, доступность материалов для изготовления всех частей. Обычно его покупают на предприятиях вторчермета или находят среди отходов производства. Рейку лучше покупать б/у, т.к. она обойдется значительно дешевле или искать на барахолках новые, от которых хотят просто избавиться.
Минусами является внешний вид – далекий от совершенства и эстетики, малая точность.
В итоге мы имеем такую картину:
- рулевая рейка используется в качестве подъемного механизма;
- чем массивнее конструкция, тем меньше вибрация и выше точность;
- в качестве привода используется дрель или изготавливается классический привод вертикально-сверлильного станка: от электродвигателя через ременную передачу вращение передается на шпиндель.
Выбор дрели в качестве привода дает возможность плавно регулировать обороты в пределах заводских частот вращения, некоторые модели имеют большой крутящий момент, что позволит сверлить отверстия диаметром до 20 мм, реверс, а шпиндель имеет конус Морзе, куда можно устанавливать сверла диаметром более 13 мм с коническим хвостовиком.
Процесс изготовления
Сверлильный станок рекомендуется начинать собирать со стойки. Стойку изготавливают из профильной трубы 150×150 мм. На трубу для опоры навариваются обрезки швеллера 150 мм, на которые устанавливается рулевая рейка.
Параллельно рейке во втулке устанавливается вал из круглого проката ø 20 мм, а к валу приваривается каретка. С обратной стороны каретка привинчивается к подвижной части рулевой рейки.
Штурвал выводится под углом 90 градусов к стойке и соединяется с рейкой через короткий карданный рулевой вал от ВАЗ 2107.
На стойке устанавливается сварной стол с возможностью перемещения по вертикали. В качестве модернизации и улучшения конструкции изготавливаем на столе регулируемую площадку, где будут устанавливаться станочные тиски. Площадка служит для регулировки установки деталей на столе относительно шпинделя, т.к. станок изготавливает самостоятельно в кустарных условиях и возникают неточности в виду коробления после сварки, плохой подгонки во время сборки и т.п.
Основание станка изготавливается из колесного диска от КАМАЗа диаметром 508 мм, шириной 178 мм, весом 26 кг. На диск наваривается вертикально стойка. На фото установлена мощная безударная дрель Rebir IE-1206ER-A, позволяющая сверлить в металле отверстия диаметром до 32 мм, а в дереве – 70 мм, мощность 2000 Вт, с максимальной частотой вращения 400 об/мин.
Общая стоимость такого станка на детали и материал составила порядка 10 000 руб.
Данный сверлильный станок открывает широчайший простор для модернизации. Можно установить лазерную подсветку, установить глубиномер, дооснастить емкостью для сбора стружки и т.д.
Видео процесса сборки на настольного станка на основе рулевой рейки:
Схема станка с клиноременной передачей
Как уже писалось выше, такая схема более громоздкая. Если мы установим двигатель от стиральной машины, используем одноручьевой шкив, то будем иметь неизменную частоту вращения, т.е. только одну.
https://youtu.be/Wy2fACWuscY